Лето-Осень 2006

...июнь-сентябрь...

Это беглый отчёт, посвящённый нашим летним приключениям. Mr.NOSЧто было интересного: Faustво-первых мы побывали в 42-й штольне на Бештау, во-вторых нашли два новых входа, хотя и не очень перспективных, и в-третьих мы узнали кое-что новое. Итак, по-порядку...
Однажды Faust и Pilot поехали смотреть Второ-Афонский монастырь. Ну и конечно по дороге заглянули к 42-й штольне - пофоткать. И нафоткали они дыру внушительную в потолке штольни, которую умельцы некие продолбили, а для удобства спуска приспособили они палку внушительную, бревно, иначе говоря. Бревно оное опустили вертикально Faust & Pilotв дыру, и видимоШтольня 42 по нему осуществляли свои спуски в недра бештаугорские...
Ну в общем уже вечером за чашкой чая Faust с горящими глазами рассказывал мне об этом. Конечно же договорились идти, посмотреть. На следующий день отправили Pilot'а за покупками на рынок(респираторы, горы запасных батареек), а сами пошли закупаться в магазин продуктами.
Вышли пораньше - чтобы добраться до Лермонтовского разъезда. Добрались... Угу... Пошли по дороге к Кольцевой. Дошли до административных зданий. Вон и штольня виднеется. Пошли на поляну под берёзки. Там переоделись, экипировались, поудобнее примостырили дозиметр, спрятали еду в кустах, подтянули ремни и отправились к штольне. Дыра в потолке была видна чуть ли не с самой дороги. Бревно кто-то уволок. СталиЛаз с водой спускаться по одному.Pilot Из дыры дул холодный, 240-ка микрорентгентный сквозняк. Мы спустились - увидели старую опалубку - в неё заливали ту самую стену, перекрывающую доступ к штольне. Рельсы на удивление были целые. Мы пошли по ним, но буквально через метров 20 упёрлись в стену бетона, ещё более внушительную, чем та, которая закрывала вход. Слева под ней была выемка - по ней стекала вода. В принципе по ней можно было проползти, если бы не 20-ти сантиметровый слой воды. Рядом со стеной лежала решётка и чайник... Мы им попытались вычерпать воду, но безуспешно. Вода прибывала из недр штольни. Мы очень сильно поматерились, но оставаться в штольне, пусть даже и в 42-й нам больше не хотелось, тем более, что фон уже перевалил за 300. Мы с досадой вылезли на свет и пошли на поляну. А как собирались! И что теперь? Не домой же идти, тем более, что ещё было совсем рано.
После недолгой Faust,Mr.NOS,Pilot дискуссии было Непонятная конструкциярешено идти на исследование Восточного склона по одной из многочисленных дорог. Пошли по каой-то дороге наверх. Повсюду попадались следы техногена в виде бетонных конструкций, колючей проволоки и арматуры. Однако намёка на штольни не было. Нашли поляну, заросшую кустами - на ней обнаружили кострище, а рядом различные фуфайки и другой скраб. Думали неподалёку штольня - однако побродив по кустарнику ничего не нашли. Я забрёл в самую чащу - там увидел интересное дело. Вверх от поляны уходил уступ, и прямо вдоль этого уступа были прокопаны целые траншеи - кое-где видны следы от сварки, а в одном месте я увидел остаток трубы. Всё стало на свои места: приехал кто-то, обкопал трубы, порезал их на куски, а возле костерка грелся.
ВыскочивВидимо опоры из кустов я рассказал об Остов вагонеткаувиденном и мы двинулись дальше. Дорога всё круче взбиралась вверх, потом повернула направо и вышла на поляну, довольно большую. Дальше дороги не было. Мы прошли поляну и приметили тропинку, пройдя по ней мы вышли к оврагу, на краю которого стояла непонятная конструкция из металла и бетона. Faust спустился вниз, где обнаружил вросший в землю кусок вагонетки. Больше мы ничего не нашли и вернулись на поляну. Перед поляной Pilot приметил старую заросшую кустами дорогу, которая огибала поляну и уходила в гору. Мы пошли по ней. В принципе дорога была относительно нормальная. По строению она напоминала кольцевую, только с одной стороны обрыв был покруче, а с другой стороны подъём пожёстче:) По ней мы шли минут 10-15, пока в кустах слева не увидели кусок бетонной стены... Расчистив себе дорогу от крапивы мы внимательнее осмотрели её и поняли, что это какой-то очень старый вход в штольню. Он был пошарпаный, весь заросший, и наполовину ушёл в землю, или же наоборот, земля его засыпала.
Сверху, Безымянная штольнякак бы "на крыше" мы увидели Безымянная штольняветикальный подкоп, но он видимо был неудачным, а вот сбоку, среди земли мы увидели узкую щель. Просунуть туда можно было только руку, что мы и сделали. Рука ушла... Мы кинули камешек - он как-то странно упал, в смысле долго падал... Просунуть фотоаппарат получилось с большим трудом. Снимок показал обычную штольню, но в конце то-ли завал был, то-ли фотоаппарат под углом держали - в общем не очень понятно было. Посетовав на невезение, и поругав тех, кто её не до конца продолбил мы пошли дальше. Штольню окрестили "Безымянной". Потом мы вышли в широкую ложбину между двух возвышенностей, она была огрождена с двух сторон колючей проволкой, и то тут, то там стояли металлические столбы. Мы поднялись до самого верха, но ничего не нашли. Потом мы забрались на скалы и там пообедали. А потом мы спустились вниз на Лермонтовскую. На этом день и закончился. Результатом его стал найденный вход в штольню, и 30-ти метровый рейд по 42-й штольне. С одной стороны - хорошо. Нашли что-то новое. С другой стороны плохо - не заземлились почти. Ну, как говорится, что ни делается - всё к лучшему.
***

Позже, Щель в потолкечерез несколько недель, а может и через месяц мы с Pilot'ом поехали ремонтировать машину. Управившись решили съездить посмотреть - как там наша штольня поживает. Доехали до самой поляны. Оттуда прошли пешком. И сразу заметили перемены: кусты крапивы, в которых буквально пряталась штольня были стоптаны, и сверху вся трава была смята, как-будто там скачки были. К нашей радости дупло расширили: пролезть, хотя и с напрягом, можно было. Стали пробовать: нас было четверо: я(Mr.NOS), Faust, Pilot и Хомяк. У Faust'а не пролезли плечи, у Хомяка пузо, у Pilot'a ж?па:). Пришла моя очередь: я полез вниз ногами, в стене нащупал что-то и стал туда ногой. Потом после больших усилий и многочисленных выдохов я всё-же смог протиснуться. Глаза ничего не видели,Спуск вниз под 45 но тут мнеСпуск вниз под 45 спустили фонарик. Я его включил и обомлел... Вниз под 45 градусов был уклон... Я стоял на рельсе, согнутом в кольцо и залитым в бетонную стену. Внизу был обвал. Я стал аккуратно спускаться вниз, хватаясь за рельсы, лежавшие на уклоне, и видимо прилипшие к нему. Спустившись вниз, я заметил, что обвал хотя и есть, но под углом вниз ведёт лаз. Я изловчился и протиснулся туда, затем потянувшись упал на пол штольни. Прямо шла обычная штольня. Тут я понял систему. Я стоял в штольне, на горизонте, а сверху, под углом 45 градусов в неё врезался этот спуск (см.схему). Я пошёл по штольне. Она была очень старая: деревянные опоры сгнили почти дотла, шпалы тоже. Наступаешь на шпалу, а из нё вода во все стороны. В стены были вбиты деревянные чопики - так их двумя пальцами можно было раздавить. Порода была слабая, и через нсколько десятков метров я уткнулся в завал, но небольшой. Я его перелез, но через метров 30-40 я уткнулся в огромный завал, который к тому-же был ещё и жутко сыпучий, и копать было без вариантов.
Я пошёлВид снизу вверх обратно. Вот и лаз наверх: я залез наполовину и поднял глаза вверх... Где-то высоко-высоко виднелось малюсенькое окошко. Такое маленькое, что я стал сомневаться, что я в него пролезу... И тут мне дико захотелось наверх, на свет... Я рванулся вперёд, но потом впомнив, что спокойствие и осторожность прежде всего полез потихоньку. Под этим уклоном было продолжение - т.е уклон врезался в середину штольни, и видимо там дальше был выход. Но видимо его завалило, и пробили этот уклон. Я посмотрел туда, под него: увидел штольню, и железные двери. Пролезть бы я смог, но сверху было столько бетона и всякой металической дряни, а острые камни торчали прямо на меня, что я не решился, тем более, что наверху меня уже звали. Я поднялся по уклону. Протиснулся в окошко,Лаз вовнутрь а точнее высунул наружу обе руки, выдохнул и меня вытащили на поверхность. Впечатлений была масса: это нельзя передать словами - когда ты протискиваешься в узкий лаз, поднимаешь голову и видишь в вышине маленькое окошко света, и тебе не нужно больше ничего, кроме этого света...
Обратно добрались без проишествий. Дозиметр с собой не брали, но приехав домой я померял одежду, в которой лазил - было что-то около 30-40мкР/ч. А это нормально...

***

В следующий раз мы вырвались уже в сентябре. Пошли втроём: я, Faust и Pilot. Должен был пойти ещё и Casper, но у него что-то не получилось. Мы пошли с северного склона. Основной целью было МНЕ побывать в 41-й штольне, а потом пройти от неё вверх по распадку и там, предположительно, должны были быть ещё две штольни - 17 и 18.
До 41-йMr.NOS у колодца дошли довольно В подкопебыстро: так как Faust уже писал про неё, то особо заострять внимание нет смысла. Прямо идёт довольно большой тоннель, он в конце концов упирается в комнатку с вертикальным колодцем, глубиной метров 10. До этого есть поворот налево - там дыра в стене. Через неё попадаешь в штольню, которая очень сырая, а потом упираешься в завал. Завал кто-то пытался прокопать. Лаз был довольно внушительный, я туда полез, но лаз был незакончен, а порода была слишком сыпучей, чтобы копать дальше. На том и закончили.
Передохнув 10 минут и переодевшись(а Faust так и не переодевшись, а лишь переобувшись), мы пошли по тропинке наверх. Она довольно круто поднималась, и должна была нас вывести к некоему "волчьему перевалу". Но тогда мы этого ещё не знали и поэтому просто искали штольню. С двух сторон были крутые склоны. Мы решили исследовать один из них, тот, что был слева( а если честно кто-то заметил наверху огромный гриб, и мы как дураки все туда рванули посмотреть, а потом была фраза "Ну раз уже так высоко поднялись - может тогда на самый верх поднимемся...") и мы Faust,Pilot,Mr.NOS  поднялись - все в пене, Вагонетка в лесус дико стучащими сердцами, но поднялись. Ничего мы там евстесвенно не нашли, посему отдохнув минутку спустились обратно на тропу и пошли дальше. Через некоторое время мы справа на склоне увидели интересное дело: рельсы, вагонетку и ещё кучу всякого хлама. Мы свернули с тропинки и вышли на полянку - посреди полянки красовалась небольшая штоленка - скорее всего вентиляционная. Круглое отверстие было зарешёчено, а сбоку был вход. Поперёк стояли деревянные заграждения, Остов вагонеткаШтольня 17(18)опутанные колючей проволкой, а на всём этом висела табличка типа "Вход запрещён и все дела..." Выглядело всё это угрожающе. Прямо за ними был обвал, причём серьёзный. Даже прокопать было нельзя. Мы пофоткав пошли в другую сторону поляны. От штольни туда вели рельсы. Однако они скоро прекращались и поляна переходила в старую, заросшую доргу, со множеством поваленых деревьев. Мы пошли по ней, надеясь найти ещё что-нибудь. Однако ничего не было. Дорога сначала поднималась, а потом стала спускаться. Через пол часа мы вышли на дорогу, ведущую к 41-й штольне, то есть туда, откуда начинали путь. Возвращаться, чтобы пройти вверх по распадку дальше нам не хотелось, а времени ещё было много, и мы решили покорить Бештау. Что собственно говоря и сделали. По дороге Табличкана вершину, мы остановились возле знаменитой H-образной конструкции и домика-штольни. Faust решил переодеться. Вслед за нами пришла экскурсия - довольно пожилой мужчина рассказывал куропедам про Бештау, про высоту над уровнем моря, но подойдя сюда переключил разговор: "Видите это сооружение?" - указывая на Н-образную конструкцию спросил он, - "Это раньше, Штольня 17(18)ещё в 19 веке была водокачка. Тут были её здания" - показывая на руины сказал проводник. "А вот домик. Там солдатик сидел, водокачку охранял. А потом уже рудник охраняли. В те времена на Бештау попасть было не так уж просто. Всё было в колючей проволке, и патрули везде". На этом мы обогнали группу и дошли до отбойника, за которым была якобы взорванная штольня. Мы решили тут их подождать, чтобы узнать, что ж он им про это расскажет. Через некоторое время они подошли. "А это - взорванная штольня. Тут уран добывали. Отсюда вниз на вагонетках его спускали к водокачке - а оттуда везли в Лермонтов на переработку. Там выше по тропинке будет лежать барабан железный. На нём трос был, и он вагонетки поднимал и опускал". Ну вот, Н-образная конструкцияздесь мы не ошиблись. А про водокачку даже не подозревали. Экскурсовод продолжал: "Тут в горе - целый подземный город. Там много этажей, и по лестницам и лифтам можно переходить с уровня на уровень. Штольни там есть и горизонтальные и вертикальные и даже радиальные, круговые. В Пятигрске есть НИИ. Так вот они там исследуют что-то. У них есть штольня рабочая, они раз в несколько месяцев на поезде едут и датчики проверяют. Там и электричество и освещение работает". На этом интересное закончилось и он начал рассказывать им о силе, которую гора им придаст на седловине.Барабан Мы оторвались от них и пошли дальше. Недалеко от седловины мы увидели металлический барабан...
Правду На вершинеговорил мужик, или просто курортникам лапшу на уши вешал - неизвестно. Хотя если рассуждать логически - то так оно и выходит. Если бы штольни никому не были нужны - то взорвали бы все выходы на поверхность. А если не взорвали - значит нужны. Не исключено, что какому-нибудь НИИ.
Собственно на этом наши приключения и завершились. 1 ноября мы были в быкогорских штольнях, побывали на двух горизонтах, причём переходили под землёй, по лестнице. Но это уже совем другая история, и по ней будет отдельный отчёт.